Взвешивание морских контейнеров в порту – главный принцип безопасности транспортировки

Пожалуй, всем известно, что наибольшее количество грузов в мире транспортируется посредством уникальной по своей эффективности, доступности и надежности системы контейнерных перевозок. Суть методики проста – груз помещается в специальный металлический транспортный блок, который в дальнейшем размещается на транспортной платформе с целью последующей транспортировки.

Взвешивание морских контейнеров в порту – главный принцип безопасности транспортировки

На сегодняшний день актуальный практически все виды контейнерных перевозок, однако, основную долю рынка по-прежнему занимает морской путь, предполагающий погрузку контейнеров на специальные сухогрузные суда – контейнеровозы, который невидимыми логистическими нитями соединяют все морские порты на планете. При этом важнейшим параметром каждого контейнерного модуля является его вес, который будет определять не только количество того или иного товара, что необходимо знать для растормаживания груза, но и нагрузку, которую испытает судно на протяжении своего пути. В конечном итоге от этого зависит безопасность жизни людей и сохранность транспортируемых товаров. Поговорим же о взвешивании морских контейнеров и о новых правилах, которые предлагает мировому сообществу Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74).

Взвешивание контейнеров – новое требование SOLAS

Как бы странно это не звучало для человека далекого от сферы контейнерных перевозок, на сегодняшний день взвешивание груженого контейнера перед погрузкой на судно проводится далеко не всегда. При этом чаще всего обосновано взвешивание вовсе не безопасностью груза и команды морских судов, а необходимостью провести грузы через таможню. Именно это стало причиной огромного числа морских аварий, которые буквально захлестнули сферу морских перевозок.

В поисках решения этой проблемы были приняты поправки в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (SOLAS 74) относительно необходимости обязательного взвешивания всех контейнеров в порту. Поправка вступит в силу 1 июля 2016 года, что по мнению авторов позволит решить сразу несколько важных проблем:

Авария контейнеровоза

  • Снижение числа аварий транспортных судов. Заглянув в сеть, можно обнаружить сотни фотографий перевернутых судов, которые потерпели крушение именно в результате перегруза. Размещая контейнеры на судне, грузчики стремятся соблюсти баланс, на что просто невозможно рассчитывать, не зная точный вес каждого транспортного блока. Самое страшное в высокой аварийности транспортных судов – это смертельная опасность, которой подвергаются члены экипажа. Исходя из этого, специалисты считают, что новые требования Международной морской организации IMO позволят в разы обезопасить работу моряка.
  • Обеспечение сохранности груза. Кроме самого опасного аварийного варианта перегруз и неравномерное распределение контейнеров на судне нередко приводит к выраженному крену, который сопровождается потерей блоков, расположенных на палубе. Таким образом ежегодно в пути теряются тысячи модулей по всему миру, что приводит к существенным убыткам транспортных компаний.
  • Контроль налогового законодательства разных стран. Стремясь уклонится от уплаты таможенных сборов, многие недобросовестные транспортные компании стремятся намеренно занизить вес товара в контейнерном модуле. Это подтвердили результаты нескольких исследований, которые были проведены в разных странах. Так, например, по результатам недавнего исследования в Одесском контейнерном терминале, взвесив 6 500 контейнеров, отклонение в массе от заявленного показателя составило около 4%, что по мнению  World Shipping Council и International Chamber of Shipping приводит к 8-10% перегрузу судов. Это же в свою очередь становится причиной повышения аварийности в сфере морских перевозок.
  • Снижение затрат на транспортировку. По мнению Maritime Safety Committee of IMO повышение затрат транспортных компаний на перевозку «лишнего», незаявленного заказчиками грузов, составляет около 500—700 млн долларов. При этом эксперты настаивают. Что к этой сумме следует добавить еще и естественные расходы на проведение спасательных работ при авариях.

Современные методы взвешивания контейнеров   

В отечественных портах для взвешивания контейнерных блоков чаще всего используется устаревшая технология применения классических мостовых весов. Суть методики заключается в предварительном определении массы транспортного средства для перевозки контейнеров на погрузку, которое используется в порту. Далее производят взвешивание грузовика с контейнером, в результате чего путем определения разницы устанавливается вес блока. Эта техника при наличии современных чувствительных мостовых весов может быть достаточно точной, однако на взвешивания одного блока с учетом парковки и переезда от терминала к погрузочной площадке потребуется не менее 6 минут на блок, что в случае необходимости загрузки больших судов существенно увеличивает продолжительность логистической цепи.

К более современным методам взвешивания контейнеров, которые активно используются в Европе и США относят определение массы модуля под спредером контейнерного перегружателя у причальной стенки и использование с этой целью RTG-крана (фото в начале статьи), работу которого обеспечивают на контейнерной площадке. Огромное число инновационных технологий взвешивания связывают с лазерными методиками, которые на расстоянии определяют нагрузку на замковые системы и стенки контейнера.

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что нововведения по обязательному взвешиванию всех морских контейнеров, которые были приняты Международной морской организации IMO, позволят обеспечить не только безопасность работников транспортной сферы, но и сократить расходы на транспортировку «черного» веса.

Читайте также
Вентилируемые контейнеры в системе морских перевозок
Согласно международной классификации ИСО (ISO) каждому контейнерному блоку присваивается определенная маркировка, которая позволяет пользователю быстро получить всю необходимую информацию относительно размеров, вместимости и конструкции контейнера,…
Архитектура и подержанные морские контейнеры: что может быть общего?
В Эквадоре совсем недавно был воплощен в жизнь интересный архитектурный проект, в котором основным строительным материалом выступили сухогрузные контейнеры. Архитекторы Даниэль Морено Флорс и Себастьян…