Танк-контейнеры: что такое, виды, маркировка
Танк-контейнеры применяют для транспортировки жидких и газообразных грузов. Их чаще всего используют в мультимодальных перевозках благодаря универсальным размерам и простоте перегрузки. О видах танк-контейнеров и особенностях их применения — в статье.
Содержание
- Особенности использования
- Как устроен танк-контейнер
- Классификация и технические характеристики
- Виды цистерн по назначению
- Использование танк-контейнеров: стандарты безопасности и процедур
- Преимущества танк-контейнеров
Особенности использования
Это универсальная тара, которую используют для транспортировки таких грузов:
- жидкие удобрения (аммиак, фосфорные);
- нефтепродукты (горючее, нефть, мазут);
- газы (бутан, пропан);
- продукты питания (напитки, молочные продукты, масло);
- техническая и питьевая вода;
- химические продукты (различные реагенты, растворители, щелочи, кислоты, соли).

Танк-контейнеры универсальны, но их делят на два подвида:
- пищевые блоки;
- контейнеры для химических веществ.
Для транспортировки опасных грузов есть специальная тара. Такие химические емкости должны соответствовать положениям международной конвенции по безопасным контейнерам.
Как устроен танк-контейнер
Сначала разберем, как выглядит танк-контейнер.
Это тара большого объема в форме цилиндра, который установили на прочную каркасную раму. Конструкция танк-контейнера состоит из таких компонентов:
- Корпус. Чаще всего стальной, но могут использовать и другие материалы с высокой коррозионной стойкостью.
- Манометры, клапаны и прочее оборудование, арматура для сохранения давления внутри корпуса и управления жидкостными потоками. Нужны для безопасной загрузки-выгрузки груза, контроля его состояния.
- Изолирующие материалы. Защищают содержимое от повышенных или пониженных температур. Цистерны с изоляцией используют для перевозки различных веществ и пищевых продуктов, которые чувствительны к температуре.
- Защитные элементы. Некоторые типы танк-контейнеров оснащают системами контроля уровня жидкости, предохранительными клапанами. Такие устройства обеспечивают безопасность перевозки и предотвращают переполнение емкости.
- Опоры и рама. Чтобы обеспечить удобное и безопасное перемещение корпуса, его устанавливают на раму. Она позволяет перемещать тару вилочными погрузчиками или кранами.
- Сливной механизм. Устройство контейнеров-цистерн предполагает два варианта разгрузки. Первый предназначен для простого гравитационного слива жидкости. Второй — для откачки с помощью специальных насосных установок. Разгрузка может быть сверху и снизу.

На тару наносят маркировку. В ней указывают класс опасности (если есть), тип груза, инструкции по транспортировке/хранению содержимого цистерны и прочие сведения.
Классификация и технические характеристики
По размерам выделяют 4 типа таких контейнеров. У них всех стандартная ширина (2,44 метра) и высота (2,59 метра). Отличаются контейнеры только длиной и емкостью:
- 20-футовые. Длина таких емкостей — 6,06 метра, а емкость — порядка 20 000 литров.
- 30-футовые. Это емкости длиной 9,14 метра с вместимостью около 30 000 литров.
- 40-футовые. Цистерны длиной 12,19 метра, в которые помещается до 40 000 литров жидкости.
- 45-футовые. Их длина — 13,72 метра, а средняя емкость — 45 000 литров.
Контейнер | Длина, метры | Ширина, метры | Высота, метры | Вместимость, литры |
20-футовый | 6,06 | 2,44 | 2,59 | ≈ 20 000 |
30-футовый | 9,14 | 2,44 | 2,59 | ≈ 30 000 |
40-футовый | 12,19 | 2,44 | 2,59 | ≈ 40 000 |
45-футовый | 13,72 | 2,44 | 2,59 | ≈ 45 000 |
Это наиболее распространенные виды танк-контейнеров, которые соответствуют стандартам ISO.

Также есть контейнеры Swap Body, которые размещают на стандартных рамах 20-футовых контейнеров. За счет особой формы в такие емкости помещается 30 000–35 000 литров жидкости.
Виды цистерн по назначению
Для изготовления танк-контейнеров часто используют сталь двух марок:
- AISI 304 — нержавеющая сталь, устойчивая к кислотам;
- AISI 316 — сталь с молибденом в составе, особо устойчивая.

Распространены такие модели танк-контейнеров:
- IMO 0. На емкостях этой категории ставят маркировку Т0–Т6. В этих контейнерах перевозят пищевые жидкости, например безалкогольные и алкогольные напитки, воду, молоко. В емкости запрещено заливать технические жидкости, даже те, что безвредны для человека.
- IMO 1. Контейнеры с маркировкой от Т11 до Т22. Эти емкости используют для транспортировки грузов с повышенным уровнем опасности, например щелочи, кислоты. Также цистерны этого вида используют для перевозки нефтепродуктов, бытовой химии. В цистернах IMO 1 допускается перевозка грузов, которые относятся к группе IMO 2, но не наоборот.
- IMO 2. Маркировка танк-контейнеров этого типа — от Т7 до Т10. Сфера применения — перевозка химикатов, которые безвредны для здоровья человека. Также эти емкости часто используют для транспортировки пищевых продуктов.
- IMO 5. На такие танк-контейнеры ставят маркировку Т50. В цистернах этого типа транспортируют сжиженные газовые среды и другие легковоспламеняющиеся вещества, для которых важно соблюдать особый режим давления (например, пропана, бутана). Если контейнер использовали для перевозки или хранения газа, его нельзя применять для других сред.
Характеристики | IMO 0 | IMO 1 | IMO 2 | |||
стандарт | увеличенный | стандарт | увеличенный | стандарт | увеличенный | |
Объем | 17 м3 | 26 м3 | 11 м3 | 26 м3 | 17 м3 | 26 м3 |
Толщина стенки | 2–3 мм | 5,2–8,0 мм | 3–4 мм | |||
Масса | 2,2 т | 3 т | 3,5 т | 6 т | 2,5 т | 4 т |
Рабочее давление | 1,75 бара | 2,5 бар | 4 бар | 6 бар | 3 бар | 6 бар |
Общепринятой спецификации для тар категории IMO 5 нет. Давление — от 7 бар и более.

Использование танк-контейнеров: стандарты безопасности и процедур
При использовании цистерн для перевозки жидкостей нужно опираться на положения таких документов:
- ГОСТ 30302-95, в котором перечислены типы и основные параметры специализированных контейнеров.
- ГОСТ 31314.3-2006, который устанавливает технические требования к контейнерам-цистернам для перевозки газов и жидкостей под давлением.
- ФЗ № 184 «О техническом регулировании». Регулирует отношения, которые возникают при хранении, перевозке, утилизации грузов.
Если транспортировку проводят по территории стран Евросоюза, то также нужно соблюдать положения ISO 668 — 1995.

Преимущества танк-контейнеров
Рассмотрим основные преимущества таких емкостей:
- Простота погрузочно-разгрузочных работ. Размеры танк-контейнеров для наливных грузов соответствуют стандартным боксам, поэтому для работы с ними нужна та же техника, что и для обычной крупногабаритной тары. Например, вилочные погрузчики, краны.
- Удобство транспортировки. Стандартные размеры позволяют транспортировать такие емкости с помощью техники, которую используют для контейнерных перевозок. Особенно это удобно при доставке несколькими типами транспорта.
- Возможность хранения. Такие емкости можно использовать не только для перевозки жидких и газообразных грузов, но и для их временного хранения. Их можно устанавливать друг на друга, как и обыкновенные контейнеры.
- Прочность (в сравнении со стандартными цистернами). Конструкцию усилили металлическим каркасом, который защищает емкость от деформаций.
- Универсальность. Есть танк-контейнеры для любых видов жидких и газообразных грузов, включая токсичные химикаты и взрывоопасные вещества.
Для транспортировки грузов, которые требуют особых условий хранения, производят цистерны с холодильным или нагревательным оборудованием.